Аналитика

Концепция правового регулирования квалифицированной юридической помощи

Никто не станет отрицать, что в нашей стране сложилась ненормальная ситуация, когда фактически одинаковая юридическая помощь неопределенному кругу граждан и организаций оказывается двумя большими группами: адвокатами и предпринимателями, государственное регулирование в отношении которых имеет неоправданные различия.

Никто не станет отрицать, что в нашей стране сложилась ненормальная ситуация, когда фактически одинаковая юридическая помощь неопределенному кругу граждан и организаций оказывается двумя большими группами: адвокатами и предпринимателями, государственное регулирование в отношении которых имеет неоправданные различия. Все, с кем мне приходилось общаться по этому вопросу, едины во мнении, что такое положение нетерпимо более. Оно губительно для всего юридического сообщества, как для адвокатуры, которая все более и более замыкается на защите по уголовным делам, так и для остальных юристов, работающих в сфере хозяйственного права, которые не имеют полновесной основы своей работы – гарантий статуса, предоставленных законодательством об адвокатуре. В целом же, все это негативно влияет на осуществление квалифицированной юридической помощи в нашей стране.
Есть объективная общемировая тенденция, и я убежден, что все «свободные» юристы рано или поздно объединятся вокруг адвокатуры. Ведь всех нас, как корпорацию, объединяет не написание юридических бумаг и консультирование, а этический кодекс, независимость сообщества, наличие профессиональной тайны, честность и профессионализм.
Мне представляется, что по этому поводу с момента первого по существу серьезного разговора по этой теме состоявшегося 29 сентября 2006 г. в г. Санкт – Петербурге в ходе круглого стола «Адвокатские услуги в сфере предпринимательской деятельности», организованного Федеральной палатой адвокатов РФ, высказались в общей форме очень многие адвокаты и юристы, проведено большое количество слушаний и появились многочисленные публикации, в которых общетеоретические позиции сторон, как за объединение, так и против, изложены. Поэтому общие аспекты этой проблемы обсуждать не буду. Скажу лишь, что очень отрадно, что с приходом в Министерство юстиции новых людей, было обращено внимание не только на адвокатуру, как на один лишь сегмент правового поля, а на рынок юридических услуг в целом в нашей стране. Главное ведь не в том, в какой организационно-правовой форме оказываются юридические услуги, а в ее содержании, в стандартах качества ее оказания всем нам. Поэтому сегодня речь должна идти не о реформировании адвокатуры, а о концепции правового регулирования сферы оказания квалифицированной юридической помощи в России.
Для реализации конституционного принципа обеспечения нашим гражданам квалифицированной юридической помощи и определенного стандарта качества ее оказания необходимо создать в России единое правовое пространство. И это пространство нужно создавать на основе действующей адвокатуры. Не соглашусь с тем, что сложившийся сегодня в России статус адвоката должен быть в результате реформы разделен на три – уголовный, гражданский и коммерческий, как это предлагается в качестве одного из путей развития Ю.С. Любимовым. Русский адвокат всегда практиковал по любому из юридических направлений. Да и трудно себе представить реализацию такого подхода в небольших городках в российской глубинке, где специализации юридической профессии в силу небольшого количества дел не существует. В общетеоретическом плане, кроме выделения уголовной юрисдикции, так называемое разделение юрисдикций еще и на гражданскую и коммерческую само по себе искусственно, внятных критериев мы не нащупаем, да и не единый статус адвоката представляется надо делить, а лишь при принятии экзаменов как-то учитывать направленность работы претендента – уголовно-правовую или гражданско-правовую.
Главный вопрос на сегодня: как добиться эволюционного объединения непредпринимательской и по преимуществу уголовно-правовой адвокатуры с коммерческим гражданско-правовым консалтингом юристов и юридических фирм?
Не обсуждая общетеоретические проблемы, остановлюсь на конкретных шагах по законодательной реализации этой идеи в законе «О квалифицированной юридической помощи в РФ» и изменениях в закон «Об адвокатуре…».
1.Необходимо установить правило, что субъектами оказания квалифицированной юридической помощи неопределенному кругу лиц за вознаграждение могут быть только адвокаты и специализированные юридические фирмы.
2. Допуск любого юриста к самостоятельной практике по оказанию профессиональных юридических услуг неопределенному кругу лиц за плату должен осуществляться при выполнении условий, предусмотренных ст. 9 закона «Об адвокатуре…»:
- наличие высшего юридического образования, полученного в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученой степени по юридической специальности. – наличие стажа работы по юридической специальности не менее двух лет либо прохождение стажировки в адвокатском образовании в определенный сроки.
- сдача лицом, претендующим на приобретение статуса адвоката, квалификационного экзамена.
- постоянное повышение квалификации – не менее 20 часов профессиональной подготовки в год.
- контроль корпорации по вопросам этики в случае жалоб со стороны клиентов, представлений судов и органов юстиции, требование соответствия адвоката моральным принципам, действующим в профессии.
3.Адвокатская деятельность должна признаваться предпринимательской как и любая иная экономическая деятельность. Из ст. 1 Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» необходимо исключить п. «2. Адвокатская деятельность не является предпринимательской».
4. Юридические услуги должны оказываться не только от имени конкретного адвоката, но и от имени юридической фирмы.
5. Адвокаты вправе объединяться не только в те организационно-правовые формы, которые предусмотрены действующим законом об адвокатуре, но создавать в любых формах, предусмотренных ГК РФ, хозяйственные общества – юридические фирмы. Эти фирмы могут учреждать не только адвокаты, но и лица, практикующие в смежных юридической профессии областях – налоговые консультанты, сертифицированные бухгалтеры, аудиторы, арбитражные управляющие, патентные поверенные, нотариусы. Соучредителями таких хозяйственных обществ могут быть и иные физические и юридические лица, не имеющие отношения к юридической профессии. Однако процент их участия в капитале должен быть менее контрольного.
6. Следует разрешить найм одного адвоката в качестве работника другим или юридической фирмой.
7. Кодекс адвокатской этики должен быть распространен на производные личности – юридические лица, создаваемые адвокатами, в сфере оказания от имени этого юридического лица квалифицированной юридической помощи.
8. Следует существенно расширить права адвоката за вознаграждение участвовать в хозяйственной жизни. Этого требуют интересы страны. В частности, необходимо не запрещать адвокату участвовать в работе ТСЖ, в советах директоров, в ликвидационных комиссиях, выступать в качестве арбитражных управляющих и т.д.
9. Предоставить адвокату право открывать и вести специальные банковские депозитные счета. Наличие такого инструмента необходимо для проведения сложных сделок, когда передача денег и переход права на имущество, не совпадают по времени, а также для иных случаев управления доверенным лицом денежными средствами «клиента».
В этой связи необходимо не только допустить открытие таких счетов, но и урегулировать в главе ГК РФ, посвященной расчетам, какие лица могут быть эскроу-агентами: банки, нотариусы (соответствующее регулирование уже имеется), адвокаты, возможность открытия совместно управляемого эскроу счета и т.д. Адвокаты должны быть прямо поименованы в ГК РФ и им необходимо предоставить возможность открытия особого вида банковских счетов для учета и обособления клиентских средств.
Создавая единую юридическую корпорацию России, стараясь сохранить все то лучшее, что было достигнуто адвокатурой за прошедшее время, не ломая радикально устоев, необходимо отрегулировать общими стандартами весь юридический рынок. Для объединения рынка нужно создать комфортные условия вхождения в адвокатуру для юристов бизнеса. Все предпосылки к этому есть.
Мне представляется, что мы запаздываем с реформированием рынка юридических услуг как части общей правовой реформы в стране. Должно прийти осознание того, что юридический рынок – это и огромная экономика, составляющая во многих странах значительную часть ВВП, это и политика, когда международное право сосредотачивается в чужих юрисдикциях: во Франции находится ЕСПЧ, в Швейцарии – Спортивный международный суд, в Голландии Международный суд ООН и Гаагский трибунал. На чужих землях расположены и уважаемые в бизнес сообществе третейские суды.
Чтобы не отстать навсегда, нужно поставить перед собой и решить крупную амбициозную общественную задачу – стать страной с конкурентоспособным правом, развитой правовой системой и организованным адвокатским сообществом, объединяющим всех российских юристов в одну мощную корпорацию гражданского общества.

Президент АБ «Адвокатская фирма «Юстина»
Кандидат юридических наук В.Буробин